- Новости
- Наши группы
- Материально-техническая база
- ПДД
- Родителям на заметку
- История детского сада
- Профсоюз
- Консультационный центр
- Детский сад - территория здоровья
- Инновационная деятельность
- Противодействие коррупции
- Ресурсная площадка
- Безопасность
- Независимая оценка качества образования
- Группы кратковременного пребывания
- Национальный проект "Образование"
- Проектная деятельность
- Вернуться в детство
- Бережливый детский сад
- Информационные материалы по профилактике гриппа, коронавируса и ОРВИ
- "Лаборатория детской игры "Игроландия" для родителей
- Виртуальная гостиная «Вместе online»
Бережливый детский сад
Итоги и перспективы реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») на базе муниципальной площадки МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области
Региональный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») (идентификационный номер 10086229) реализовывался на территории Белгородской области в период с 03.06.2019 года по 30.12.2020 года. Приказом департамента образования Белгородской области №1915 от 24.06.2019 г. «О создании пула «опорных» площадок ДОО по внедрению бережливых технологий» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» был назначен одной из муниципальных площадок по внедрению бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Губкинского городского округа.
За время реализации проекта на базе МБДОУ было инициировано и реализовано 4 «бережливых» проекта:
1. «Создание алгоритма работы с табелями посещаемости».
2. «Оптимизация процесса первичного приема родителя для зачисления ребенка в детский сад».
3. «Оптимизация процесса проведения утреннего сбора с детьми в детском саду».
4. «Оптимизация процесса формирования единых шаблонов внутренней и внешней документации в ДОУ».
Один из этих проектов в 2020 году стал победителем регионального конкурса «Лучший лин-проект в сфере образования».
В МБДОУ создана комната Обея, разделенная на три зоны: зону обучения и практической деятельности, зону самостоятельной деятельности и индивидуального консультирования и информационную зону.
На базе МБДОУ (а в период сложной эпидемиологической ситуации – в режиме видеоконференцсвязи) проходила защита кейсов проектов дошкольных организаций, курируемых «опорной» площадкой. В 2019 году состоялась защита 14 кейсов 11 дошкольных организаций. Основным направлением работы нашей «опорной» площадки в 2020 году стало методическое сопровождение разработки и реализации бережливых проектов по восьми направлениям:
- Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми;
- Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе;
- Внедрение в деятельность с детьми элементов визуализации игрового времени и пространства;
- Создание игрового пространства и руководство детской игрой;
- Создание брэнда дошкольной образовательной организации;
- Насыщение среды группы элементами «бережливого пространства»;
- Обеспечение удобной логистики внутреннего и внешнего пространства;
- Создание комфортных зон ожидания для родителей.
С сентября 2020 года на базе нашего МБДОУ проходила апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») (образовательная область «Познавательное развитие») (авторы – Ю.А. Богомолова, Е.П. Сбитнева, Л.В. Серых). Программа посвящена актуальной теме – как в детском саду развивать у старших дошкольников 4К-компетенции (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа), необходимые для жизни в современном обществе. В реализации парциальной программы участвуют 22 воспитанника подготовительной к школе группы МБДОУ и 2 воспитателя. Работа по программе осуществляется на основании учебного плана, перспективного планирования образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Темы взаимосвязаны с календарно-тематическим планом подготовительной группы МБДОУ. Благодаря использованию педагогами разноплановых и разнообразных форм организации образовательной деятельности и контроля, дети с большим интересом участвовали в образовательных ситуациях и практической деятельности по программе.
Администрация и педагоги МБДОУ активно диссеминируют свой опыт по внедрению бережливых технологий. В 2020 году в сборник научных статей по материалам III региональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях» (Белгород, 21 сентября 2020 г.) вошла статья «Реализация регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» «Бережливый детский сад» «опорной» площадкой на территории Губкинского городского округа» (авторы – Лунева Е.Н., заведующий, и Толстова Е.И., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»).
Несмотря на то, что проект «Бережливый детский сад» перешел на завершающую стадию своей реализации, на базе нашего МБДОУ планируется активная постпроектная деятельность в направлении бережливого управления. По-прежнему будет востребована комната Обея, которая используется педагогами и детьми при планировании своего дня и недели. Продолжится работа по бережливым проектам, реализуемым на институциональном уровне. В их числе – проекты по сбережению различных ресурсов (воды, тепловой энергии, электричества, финансовых ресурсов), участниками которых являются воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Реализация проекта «Бережливый детский сад» теперь перешла на новый функциональный уровень – формирование бережливой личности в бережливом детском саду в бережливом регионе.
Апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») в рамках регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)
С сентября 2019 года на базе муниципальной «опорной» площадки по внедрению бережливых технологий МБДОУ ««Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области проходила апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») (образовательная область «Познавательное развитие») (авторы – Ю.А. Богомолова, Е.П. Сбитнева, Л.В. Серых). Программа посвящена актуальной теме – как в детском саду развивать у старших дошкольников 4К-компетенции (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа), необходимые для жизни в современном обществе. Главным героем программы и методического пособия к ней является японский мальчик Йоши, изображение которого можно увидеть в рабочей тетради к программе «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления». Йоши – сообразительный, обладает смекалкой и острым умом, увлекается конструированием, урбанизированный, прогрессивный. Попадая в разные жизненные ситуации, Йоши находит достойный выход и принимает правильные решения, так как обладает развитым критическим мышлением. В реализации парциальной программы участвуют 22 воспитанника подготовительной к школе группы МБДОУ и 2 воспитателя. Работа по программе осуществляется на основании учебного плана, перспективного планирования образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). По состоянию на 04.12.2020 г. изучены темы «Я и моя семья» (6 занятий), «Мой детский сад» (6 занятий), «Мой город» (1 занятие). Темы взаимосвязаны с календарно-тематическим планом подготовительной группы МБДОУ. Реализация тем парциальной программы дополнило темы, изучаемые в ДОУ. Благодаря использованию педагогами разноплановых и разнообразных форм организации образовательной деятельности и контроля, дети с большим интересом участвовали в образовательных ситуациях и практической деятельности по программе. Апробированы следующие инструменты бережливого мышления:
- «Kanban» (в изобразительной деятельности «Формирование доски задач»;
- «Картирование» (в игровой деятельности «Сбор вещей»);
- «Визуализация» (в игровой деятельности «Я готовлю угощенье», в изобразительной деятельности «Мой алгоритм «Порядок в моём шкафу», «Мой алгоритм «Аккуратная кроватка»);
- «Стандартизация» (в игровой деятельности «Я – дежурный»);
- «Фиксация» (в познавательно-исследовательской деятельности «Анализ деятельности в течение дня», в игровой деятельности «Мой любимый десерт», в познавательно-исследовательской деятельности «Особенности моего города»);
- «5 Почему» (в познавательно-исследовательской деятельности «Анализ коренных причин», «Мой чемодан», «Из точки «А» в точку «Б», в игровой деятельности «Я самый красивый/красивая», в сюжетно-ролевой игре «Управление городом», в изобразительной деятельности «Моё любимое занятие»);
- «Диаграмма Парето» (в игровой деятельности «Я – путешественник»);
- «Бутылочное горлышко» (в познавательно-исследовательской деятельности «Мои вещи»).
Также были апробированы такие инструменты развития критического мышления, как:
- «Мозговой штурм» (в игровой деятельности «Кружок качества», «Я собираюсь в магазин»;
- «Системный оператор» (в познавательно-исследовательской деятельности «Из чего состоит детский сад».
В образовательной деятельности по программе были разработаны и использованы карточки «Режим дня дошкольника», маршруты выходного дня, дидактическая игра «Собираемся в виртуальное путешествие», игровое оборудование «Кукольный дом», фотоальбомы «Моя семья», альбом «Город Губкин – мой любимый город», «Профессии рудного края». Проведена викторина для детей «Бюджет моей семьи», волонтерская акция совместно с детьми старшей группы «Наведи порядок у друзей». Старшим воспитателем осуществлялось консультирование педагогов на темы: «Создание личного брендбука «Я – молодец, «Создание бренда группы». В реализацию парциальной программы активно включились родители воспитанников. Особый отклик у них вызвало создание маршрутов выходного дня «Где мы любим отдыхать всей семьей». Дети с большим интересом рассказывали о местах, в которых они любят проводить время семьей (парк «Чудо-Юдо-Град», сквер им. Пушкина м/н Журавлики, Ледовый дворец «Кристалл») по картам-маршрутам. В процессе реализации программы использовалось такое оборудование, как ноутбук, проектор, ламинатор, многофункциональное устройство (МФУ), флипчарт.




1. Дата создания зоны (помещения) «Обея»: 02.12.2019 года.
2. Зона обучения и практической деятельности: здесь размещена мебель (стулья и столы) и расходные материалы (стикеры (разноцветные, с цифрами), листы для записей, маркеры для доски, магниты различной формы, цвета и конфигурации) для практических занятий по освоению инструментов и методов бережливых технологий. Зона оборудована магнитно-маркерной и пробковой доской. Для детей в доступном месте имеется мобильная многофункциональная магнитно-маркерная и меловая доска. В данной зоне можно выделить две подзоны: для педагогов и для воспитанников, которых сопровождают игровые персонажи Электроша, Капитоша и Теплоша, помогающие дошкольникам научиться бережливым технологиям и применять их в повседневной жизни.
Зона самостоятельной деятельности и индивидуального консультирования: предназначена для организации процесса самообразования и оснащена ноутбуком и компьютером с выходом в сеть Интернет, многофункциональным устройством (сканер, ксерокс и принтер), а также ламинатором, брошуратором. В данной зоне имеются необходимые для работы канцелярские принадлежности и листы для записей. На рабочем столе ноутбука в отдельных папках размещены документы по проекту «Бережливый детский сад», электронные каталоги учебно-методической литературы имеющейся в методическом кабинете, проектов разработанных дошкольными педагогами и работниками Губкинского городского округа. В этой зоне также находится папка с текстами всех проектов, реализуемым в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка».
Информационная зона представлена стойкой, на которой размещены нормативные документы и локальные акты по организации и проведению внедрений бережливых технологий в деятельность образовательной организации. На стенах «Обея» можно увидеть информацию о реализуемых проектах, инструменты визуализации хода реализации проектов (диаграмма Ганта, пирамиды проблем обозначенных в проектах).
3. Мероприятия, запланированные к проведению в зоне (помещении)
«Обея» в 2020 году
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Примерные сроки проведения |
Ответственный (ФИО, должность) |
1 |
Семинар для руководителей организаций 2 волны ««Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО. Использования инструмента организации рабочего пространства (5С), проведение картирования в практике дошкольной образовательной организации» |
04.02.2020 г |
Лунева Е.Н |
2 |
Индивидуальное консультирование участников команды второй волны и с руководителями учреждений проектов по выбору тем проектов, и разработки и создания «Ландшафтов процессов» |
7,14,21 февраля |
Лунева Е.Н |
3 |
Лаборатория по созданию и разработки «Доски задач» и проведения картирования |
28 февраля |
Лунева Е.Н |
4 |
Дискуссия по обсуждению защиты проектов и кейсов |
Февраль |
Лунева Е.Н |
5 |
Круглый стол по итогам работы с кейсом проекта |
Февраль |
Лунева Е.Н |
6 |
Телефонное индивидуальное консультирование ежедневно |
Февраль |
Лунева Е.Н |
7 |
Мастер-класс по разработке и проведения фабрик процессов с детьми дошкольного возраста |
Февраль – март 2020 |
Лунева Е.Н |
О деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области, муниципальной «опорной» площадки по внедрению бережливых технологий в 2020 году
Основное направление работы нашей «опорной» площадки в 2020 году: методическое сопровождение разработки и реализации бережливых проектов по следующим направлениям:
- Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми;
- Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе;
- Внедрение в деятельность с детьми элементов визуализации игрового времени и пространства;
- Создание игрового пространства и руководство детской игрой;
- Создание брэнда дошкольной образовательной организации;
- Насыщение среды группы элементами «бережливого пространства»;
- Обеспечение удобной логистики внутреннего и внешнего пространства;
- Создание комфортных зон ожидания для родителей.
В связи с ограничениями, связанными с мероприятиями по нераспространению новой коронавирусной инфекции, разработка и реализация бережливых проектов в 1 полугодии 2020 года осуществлялась не так активно.
Вместе с тем в реализацию проекта «Бережливый детский сад» впервые включились следующие детские сады:
№ п/п |
Наименование МБДОУ |
1.Направление Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Малыш» Села Сапрыкино |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Солнышко» села Ивановка |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Ромашка» села Вислая Дубрава |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Вишенка» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Солнышко» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Колосок» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Теремок» села Архангельское |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Чебурашка» селаИстобное |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 20 «Колосок» села Аверино |
Лидерскими командами этих детских садов уже реализованы проекты по визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми. Результатами проектов стала оптимизация процессов организации дежурства детей по столовой в ДОО посредством визуализации пространства, подготовки к занятиям по чтению художественной литературы, дежурства по изодеятельности с детьми, подготовки к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество», проведения гигиенических процедур после прогулки, подготовки воспитателя к образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация), дежурства в уголке природы с детьми.
|
Наименование МБДОУ
|
Тема проекта
|
Результат проекта |
1. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Малыш» села Сапрыкино |
«Оптимизация процесса дежурства детей по столовой посредством визуализации пространства» |
-Сокращение времени на процесс дежурства детей по столовой на 3 - 5 минут. Эффекты проекта: -Проведение визуализации одежды и оборудования для дежурства. -Проведение визуализации посуды для сервировки стола. - Создание алгоритма сервировки стола. |
2 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Солнышко» села Ивановка |
«Оптимизация процесса дежурства по изодеятельности с детьми»
|
-Сокращение времени при проведении дежурства по изодеятельности на 5-6мин. Эффекты проекта: - Маркировка оборудования для ОД по рисованию в методическом шкафу - Разработка схемы размещения оборудования на столах к ОД по рисованию |
3 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Ромашка» села Вислая Дубрава |
«Оптимизация процесса при подготовке к занятиям по чтению художественной литературы в разновозрастной группе» |
Сокращение временных затрат на подготовку к занятиям по чтению художественной литературы в разновозрастной группе на 10-17 мин. Эффекты проекта: -Создание картотек художественных произведений по чтению художественной литературы; -Маркировка дидактического материала для подготовки к занятию по чтению художественной литературы в методическом шкафу. |
4 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Вишенка» города Губкина |
«Оптимизация процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» |
Сокращение времени протекания процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» на 4 минуты. Эффекты проекта: -Создание алгоритма процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» -Создание систематизации хранения материалов и оборудования по образовательной области «Художественное творчество» -Создание карт рассадки детей за столами. -Разработка и внедрение стандартных операционных карт (СОК) |
5 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Солнышко» города Губкина |
«Оптимизация процесса проведения гигиенических процедур после прогулки в старшем дошкольном возрасте» |
Сокращение времени, отведенного на выполнение культурно-гигиенических процедур после возвращения с прогулки (складывание одежды в шкафу, умывание, участие детей в сервировке столов) на 14-20 минут. Эффекты проекта: -Создание алгоритмов: -алгоритм складывания детской одежды в шкафу; -алгоритм умывания; -алгоритм сервировки столов; алгоритм дежурства; -алгоритм подготовки ко сну. -Визуализация размещения детей при умывании(обозначение размещения детей). |
6 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Колосок» города Губкина |
«Редуцирование процесса организации дежурства |
Сокращение временных затрат на проведение процесса дежурства на 7 – 11 минут. Эффекты проекта: -Изготовлен фотоэкран «Дежурные по столовой». - Изготовлены фартуки с более удобным фиксатором. - Изготовленыплоскостные изображения столовой посуды, алгоритма дежурства. |
7 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Теремок» села Архангельское |
«Оптимизация процесса подготовки воспитателя к образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»- аппликация». |
Сокращение времени на подготовку воспитателя к проведению образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»- аппликация на 9-16 мин. Эффекты проекта: - Создание маркировки оборудования по аппликации в методическом шкафу; - Создание алгоритма дежурства для детей при подготовке воспитанников к занятию; - Составление алгоритма раскладки предметов. |
8 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Чебурашка» села Истобное |
«Оптимизация процесса дежурства в уголке природы с детьми». |
Сокращение времени при проведении дежурства в уголке природы на 4-5 мин. Эффекты проекта: - изготовление фартуков для дежурных на липучках; -навигация алгоритма дежурства в уголке природы; -создание алгоритма ухода за комнатными растениями; -создание карточек на каждое растение по уходу; -создание условного обозначения нахождения оборудования. |
9 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 20 «Колосок» села Аверино |
«Оптимизация процесса дежурства по столовой в |
Сокращение времени на организацию дежурства по столовой на 7 минут. Эффекты проекта: - Изготовлен уголок дежурства с фотографиями детей; - Создан алгоритм накрывания на стол; - Изготовлены фартуки на липучках. |
Кроме того, командой опорной площадки детского сада № 40 реализован проект по внедрению доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе по теме «Оптимизация процесса проведения утреннего сбора с детьми в детском саду».
В результате его реализации была достигнута цель проекта-–сокращение времени при планировании деятельности с детьми на текущий день на 4-5 минут.
Эффекты проекта:
-Проведение визуализации «Центров» развивающей среды в группах
