- Новости
- Наши группы
- Материально-техническая база
- ПДД
- Родителям на заметку
- История детского сада
- Профсоюз
- Консультационный центр
- Детский сад - территория здоровья
- Инновационная деятельность
- Противодействие коррупции
- Ресурсная площадка
- Безопасность
- Независимая оценка качества образования
- Группы кратковременного пребывания
- Национальный проект "Образование"
- Проектная деятельность
- Вернуться в детство
- Бережливый детский сад
- Информационные материалы по профилактике гриппа, коронавируса и ОРВИ
- "Лаборатория детской игры "Игроландия" для родителей
- Виртуальная гостиная «Вместе online»
- Внедряем ФОП ДО
Бережливый детский сад
КЕЙС ПРОЕКТА «Оптимизация процесса подготовки и проведения заседания экспертной комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников МБДОУ» (руководитель Толстова Е.И., старший воспитатель)
КЕЙС ПРОЕКТА «Оптимизация процесса первичного приема родителя (законного представителя) для зачисления ребенка в детский сад» (руководитель Лунева Е.Н., заведующий)
Команда проектаКЕЙС ПРОЕКТА «Создание алгоритма работы с табелями посещаемости» (руководитель Лунева Е.Н., заведующий)
КЕЙС ПРОЕКТА «Оптимизация процесса проведения "Утреннего сбора" с детьми в детском саду» (руководитель Толстова Е.И., старший воспитатель)
КЕЙС ПРОЕКТА «Оптимизация процесса формирования единых шаблонов внутренней и внешней документации в ДОУ» (руководитель Толстова Е.И., старший воспитатель)
Итоги и перспективы реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») на базе муниципальной площадки МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области
Региональный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») (идентификационный номер 10086229) реализовывался на территории Белгородской области в период с 03.06.2019 года по 30.12.2020 года. Приказом департамента образования Белгородской области №1915 от 24.06.2019 г. «О создании пула «опорных» площадок ДОО по внедрению бережливых технологий» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» был назначен одной из муниципальных площадок по внедрению бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Губкинского городского округа.
За время реализации проекта на базе МБДОУ было инициировано и реализовано 4 «бережливых» проекта:
1. «Создание алгоритма работы с табелями посещаемости».
2. «Оптимизация процесса первичного приема родителя для зачисления ребенка в детский сад».
3. «Оптимизация процесса проведения утреннего сбора с детьми в детском саду».
4. «Оптимизация процесса формирования единых шаблонов внутренней и внешней документации в ДОУ».
Один из этих проектов в 2020 году стал победителем регионального конкурса «Лучший лин-проект в сфере образования».
В МБДОУ создана комната Обея, разделенная на три зоны: зону обучения и практической деятельности, зону самостоятельной деятельности и индивидуального консультирования и информационную зону.
На базе МБДОУ (а в период сложной эпидемиологической ситуации – в режиме видеоконференцсвязи) проходила защита кейсов проектов дошкольных организаций, курируемых «опорной» площадкой. В 2019 году состоялась защита 14 кейсов 11 дошкольных организаций. Основным направлением работы нашей «опорной» площадки в 2020 году стало методическое сопровождение разработки и реализации бережливых проектов по восьми направлениям:
- Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми;
- Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе;
- Внедрение в деятельность с детьми элементов визуализации игрового времени и пространства;
- Создание игрового пространства и руководство детской игрой;
- Создание брэнда дошкольной образовательной организации;
- Насыщение среды группы элементами «бережливого пространства»;
- Обеспечение удобной логистики внутреннего и внешнего пространства;
- Создание комфортных зон ожидания для родителей.
С сентября 2020 года на базе нашего МБДОУ проходила апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») (образовательная область «Познавательное развитие») (авторы – Ю.А. Богомолова, Е.П. Сбитнева, Л.В. Серых). Программа посвящена актуальной теме – как в детском саду развивать у старших дошкольников 4К-компетенции (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа), необходимые для жизни в современном обществе. В реализации парциальной программы участвуют 22 воспитанника подготовительной к школе группы МБДОУ и 2 воспитателя. Работа по программе осуществляется на основании учебного плана, перспективного планирования образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Темы взаимосвязаны с календарно-тематическим планом подготовительной группы МБДОУ. Благодаря использованию педагогами разноплановых и разнообразных форм организации образовательной деятельности и контроля, дети с большим интересом участвовали в образовательных ситуациях и практической деятельности по программе.
Администрация и педагоги МБДОУ активно диссеминируют свой опыт по внедрению бережливых технологий. В 2020 году в сборник научных статей по материалам III региональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях» (Белгород, 21 сентября 2020 г.) вошла статья «Реализация регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» «Бережливый детский сад» «опорной» площадкой на территории Губкинского городского округа» (авторы – Лунева Е.Н., заведующий, и Толстова Е.И., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»).
Несмотря на то, что проект «Бережливый детский сад» перешел на завершающую стадию своей реализации, на базе нашего МБДОУ планируется активная постпроектная деятельность в направлении бережливого управления. По-прежнему будет востребована комната Обея, которая используется педагогами и детьми при планировании своего дня и недели. Продолжится работа по бережливым проектам, реализуемым на институциональном уровне. В их числе – проекты по сбережению различных ресурсов (воды, тепловой энергии, электричества, финансовых ресурсов), участниками которых являются воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Реализация проекта «Бережливый детский сад» теперь перешла на новый функциональный уровень – формирование бережливой личности в бережливом детском саду в бережливом регионе.
Апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») в рамках регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)
С сентября 2019 года на базе муниципальной «опорной» площадки по внедрению бережливых технологий МБДОУ ««Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области проходила апробация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости») (образовательная область «Познавательное развитие») (авторы – Ю.А. Богомолова, Е.П. Сбитнева, Л.В. Серых). Программа посвящена актуальной теме – как в детском саду развивать у старших дошкольников 4К-компетенции (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа), необходимые для жизни в современном обществе. Главным героем программы и методического пособия к ней является японский мальчик Йоши, изображение которого можно увидеть в рабочей тетради к программе «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления». Йоши – сообразительный, обладает смекалкой и острым умом, увлекается конструированием, урбанизированный, прогрессивный. Попадая в разные жизненные ситуации, Йоши находит достойный выход и принимает правильные решения, так как обладает развитым критическим мышлением. В реализации парциальной программы участвуют 22 воспитанника подготовительной к школе группы МБДОУ и 2 воспитателя. Работа по программе осуществляется на основании учебного плана, перспективного планирования образовательной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). По состоянию на 04.12.2020 г. изучены темы «Я и моя семья» (6 занятий), «Мой детский сад» (6 занятий), «Мой город» (1 занятие). Темы взаимосвязаны с календарно-тематическим планом подготовительной группы МБДОУ. Реализация тем парциальной программы дополнило темы, изучаемые в ДОУ. Благодаря использованию педагогами разноплановых и разнообразных форм организации образовательной деятельности и контроля, дети с большим интересом участвовали в образовательных ситуациях и практической деятельности по программе. Апробированы следующие инструменты бережливого мышления:
- «Kanban» (в изобразительной деятельности «Формирование доски задач»;
- «Картирование» (в игровой деятельности «Сбор вещей»);
- «Визуализация» (в игровой деятельности «Я готовлю угощенье», в изобразительной деятельности «Мой алгоритм «Порядок в моём шкафу», «Мой алгоритм «Аккуратная кроватка»);
- «Стандартизация» (в игровой деятельности «Я – дежурный»);
- «Фиксация» (в познавательно-исследовательской деятельности «Анализ деятельности в течение дня», в игровой деятельности «Мой любимый десерт», в познавательно-исследовательской деятельности «Особенности моего города»);
- «5 Почему» (в познавательно-исследовательской деятельности «Анализ коренных причин», «Мой чемодан», «Из точки «А» в точку «Б», в игровой деятельности «Я самый красивый/красивая», в сюжетно-ролевой игре «Управление городом», в изобразительной деятельности «Моё любимое занятие»);
- «Диаграмма Парето» (в игровой деятельности «Я – путешественник»);
- «Бутылочное горлышко» (в познавательно-исследовательской деятельности «Мои вещи»).
Также были апробированы такие инструменты развития критического мышления, как:
- «Мозговой штурм» (в игровой деятельности «Кружок качества», «Я собираюсь в магазин»;
- «Системный оператор» (в познавательно-исследовательской деятельности «Из чего состоит детский сад».
В образовательной деятельности по программе были разработаны и использованы карточки «Режим дня дошкольника», маршруты выходного дня, дидактическая игра «Собираемся в виртуальное путешествие», игровое оборудование «Кукольный дом», фотоальбомы «Моя семья», альбом «Город Губкин – мой любимый город», «Профессии рудного края». Проведена викторина для детей «Бюджет моей семьи», волонтерская акция совместно с детьми старшей группы «Наведи порядок у друзей». Старшим воспитателем осуществлялось консультирование педагогов на темы: «Создание личного брендбука «Я – молодец, «Создание бренда группы». В реализацию парциальной программы активно включились родители воспитанников. Особый отклик у них вызвало создание маршрутов выходного дня «Где мы любим отдыхать всей семьей». Дети с большим интересом рассказывали о местах, в которых они любят проводить время семьей (парк «Чудо-Юдо-Град», сквер им. Пушкина м/н Журавлики, Ледовый дворец «Кристалл») по картам-маршрутам. В процессе реализации программы использовалось такое оборудование, как ноутбук, проектор, ламинатор, многофункциональное устройство (МФУ), флипчарт.
1. Дата создания зоны (помещения) «Обея»: 02.12.2019 года.
2. Зона обучения и практической деятельности: здесь размещена мебель (стулья и столы) и расходные материалы (стикеры (разноцветные, с цифрами), листы для записей, маркеры для доски, магниты различной формы, цвета и конфигурации) для практических занятий по освоению инструментов и методов бережливых технологий. Зона оборудована магнитно-маркерной и пробковой доской. Для детей в доступном месте имеется мобильная многофункциональная магнитно-маркерная и меловая доска. В данной зоне можно выделить две подзоны: для педагогов и для воспитанников, которых сопровождают игровые персонажи Электроша, Капитоша и Теплоша, помогающие дошкольникам научиться бережливым технологиям и применять их в повседневной жизни.
Зона самостоятельной деятельности и индивидуального консультирования: предназначена для организации процесса самообразования и оснащена ноутбуком и компьютером с выходом в сеть Интернет, многофункциональным устройством (сканер, ксерокс и принтер), а также ламинатором, брошуратором. В данной зоне имеются необходимые для работы канцелярские принадлежности и листы для записей. На рабочем столе ноутбука в отдельных папках размещены документы по проекту «Бережливый детский сад», электронные каталоги учебно-методической литературы имеющейся в методическом кабинете, проектов разработанных дошкольными педагогами и работниками Губкинского городского округа. В этой зоне также находится папка с текстами всех проектов, реализуемым в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка».
Информационная зона представлена стойкой, на которой размещены нормативные документы и локальные акты по организации и проведению внедрений бережливых технологий в деятельность образовательной организации. На стенах «Обея» можно увидеть информацию о реализуемых проектах, инструменты визуализации хода реализации проектов (диаграмма Ганта, пирамиды проблем обозначенных в проектах).
3. Мероприятия, запланированные к проведению в зоне (помещении)
«Обея» в 2020 году
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Примерные сроки проведения |
Ответственный (ФИО, должность) |
1 |
Семинар для руководителей организаций 2 волны ««Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО. Использования инструмента организации рабочего пространства (5С), проведение картирования в практике дошкольной образовательной организации» |
04.02.2020 г |
Лунева Е.Н |
2 |
Индивидуальное консультирование участников команды второй волны и с руководителями учреждений проектов по выбору тем проектов, и разработки и создания «Ландшафтов процессов» |
7,14,21 февраля |
Лунева Е.Н |
3 |
Лаборатория по созданию и разработки «Доски задач» и проведения картирования |
28 февраля |
Лунева Е.Н |
4 |
Дискуссия по обсуждению защиты проектов и кейсов |
Февраль |
Лунева Е.Н |
5 |
Круглый стол по итогам работы с кейсом проекта |
Февраль |
Лунева Е.Н |
6 |
Телефонное индивидуальное консультирование ежедневно |
Февраль |
Лунева Е.Н |
7 |
Мастер-класс по разработке и проведения фабрик процессов с детьми дошкольного возраста |
Февраль – март 2020 |
Лунева Е.Н |
О деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области, муниципальной «опорной» площадки по внедрению бережливых технологий в 2020 году
Основное направление работы нашей «опорной» площадки в 2020 году: методическое сопровождение разработки и реализации бережливых проектов по следующим направлениям:
- Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми;
- Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе;
- Внедрение в деятельность с детьми элементов визуализации игрового времени и пространства;
- Создание игрового пространства и руководство детской игрой;
- Создание брэнда дошкольной образовательной организации;
- Насыщение среды группы элементами «бережливого пространства»;
- Обеспечение удобной логистики внутреннего и внешнего пространства;
- Создание комфортных зон ожидания для родителей.
В связи с ограничениями, связанными с мероприятиями по нераспространению новой коронавирусной инфекции, разработка и реализация бережливых проектов в 1 полугодии 2020 года осуществлялась не так активно.
Вместе с тем в реализацию проекта «Бережливый детский сад» впервые включились следующие детские сады:
№ п/п |
Наименование МБДОУ |
1.Направление Визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Малыш» Села Сапрыкино |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Солнышко» села Ивановка |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Ромашка» села Вислая Дубрава |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Вишенка» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Солнышко» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Колосок» города Губкина |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Теремок» села Архангельское |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Чебурашка» селаИстобное |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 20 «Колосок» села Аверино |
Лидерскими командами этих детских садов уже реализованы проекты по визуализация безопасного пространства и режимных моментов с детьми. Результатами проектов стала оптимизация процессов организации дежурства детей по столовой в ДОО посредством визуализации пространства, подготовки к занятиям по чтению художественной литературы, дежурства по изодеятельности с детьми, подготовки к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество», проведения гигиенических процедур после прогулки, подготовки воспитателя к образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация), дежурства в уголке природы с детьми.
|
Наименование МБДОУ
|
Тема проекта
|
Результат проекта |
1. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 «Малыш» села Сапрыкино |
«Оптимизация процесса дежурства детей по столовой посредством визуализации пространства» |
-Сокращение времени на процесс дежурства детей по столовой на 3 - 5 минут. Эффекты проекта: -Проведение визуализации одежды и оборудования для дежурства. -Проведение визуализации посуды для сервировки стола. - Создание алгоритма сервировки стола. |
2 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Солнышко» села Ивановка |
«Оптимизация процесса дежурства по изодеятельности с детьми»
|
-Сокращение времени при проведении дежурства по изодеятельности на 5-6мин. Эффекты проекта: - Маркировка оборудования для ОД по рисованию в методическом шкафу - Разработка схемы размещения оборудования на столах к ОД по рисованию |
3 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Ромашка» села Вислая Дубрава |
«Оптимизация процесса при подготовке к занятиям по чтению художественной литературы в разновозрастной группе» |
Сокращение временных затрат на подготовку к занятиям по чтению художественной литературы в разновозрастной группе на 10-17 мин. Эффекты проекта: -Создание картотек художественных произведений по чтению художественной литературы; -Маркировка дидактического материала для подготовки к занятию по чтению художественной литературы в методическом шкафу. |
4 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Вишенка» города Губкина |
«Оптимизация процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» |
Сокращение времени протекания процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» на 4 минуты. Эффекты проекта: -Создание алгоритма процесса подготовки в старшей группе детского сада к организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» -Создание систематизации хранения материалов и оборудования по образовательной области «Художественное творчество» -Создание карт рассадки детей за столами. -Разработка и внедрение стандартных операционных карт (СОК) |
5 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Солнышко» города Губкина |
«Оптимизация процесса проведения гигиенических процедур после прогулки в старшем дошкольном возрасте» |
Сокращение времени, отведенного на выполнение культурно-гигиенических процедур после возвращения с прогулки (складывание одежды в шкафу, умывание, участие детей в сервировке столов) на 14-20 минут. Эффекты проекта: -Создание алгоритмов: -алгоритм складывания детской одежды в шкафу; -алгоритм умывания; -алгоритм сервировки столов; алгоритм дежурства; -алгоритм подготовки ко сну. -Визуализация размещения детей при умывании(обозначение размещения детей). |
6 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Колосок» города Губкина |
«Редуцирование процесса организации дежурства |
Сокращение временных затрат на проведение процесса дежурства на 7 – 11 минут. Эффекты проекта: -Изготовлен фотоэкран «Дежурные по столовой». - Изготовлены фартуки с более удобным фиксатором. - Изготовленыплоскостные изображения столовой посуды, алгоритма дежурства. |
7 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Теремок» села Архангельское |
«Оптимизация процесса подготовки воспитателя к образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»- аппликация». |
Сокращение времени на подготовку воспитателя к проведению образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»- аппликация на 9-16 мин. Эффекты проекта: - Создание маркировки оборудования по аппликации в методическом |